Вместо того чтобы корректировать свой распорядок дня, в зависимости от погоды при зимней эксплуатации автомобиля, я следую несложным правилам, которые позволяют мне отправится в путь быстрее, чем это делают мои соседи:
1. После холодного старта двигателя, не включая вентилятор печки, включаю всё необходимые потребители электропитания. При отрицательных температурах обогрев заднего стекла включаю в любом случае, даже если на нем нет снега и льда, так как оно обязательно запотеет, как только автомобиль начнет движение.
2. Покидаю автомобиль на 5 минут (в сильные морозы на 10 минут) и не сажаю в него пассажиров: температура воздуха, что на улице, что в салоне автомобиля – одинаковые, однако, если дышать на улице, стёкла изнутри не запотеют!
3. Через 5 минут работы двигателя (в сильные морозы через 10 минут), сажусь в автомобиль и включаю вентилятор климатической установки (печки) на минимальных оборотах и направляю воздух на обдув только лобового стекла в ручном режиме.
4. Если стёкла автомобиля не запотевшие, и стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости «оторвалась» от значения 50°С - начинаю движение.
5. При температуре охлаждающей жидкости двигателя около 70°С, а иногда и раньше, перевожу климатическую установку с обдува лобового стекла на работу «в лицо» и «в ноги», немного увеличив обороты вентилятора в ручном режиме.
6. При прогреве двигателя до 90°С в климатической установке можно включить режим «АВТО», хотя предпочитаю оставить режим «в лицо» и «в ноги» до установления комфортной температуры в салоне, иначе в сильный мороз можно заработать трещину лобового стекла в нижней его части (распространенная история).
7. Для преодоления непредвиденных обстоятельств в морозы ниже -10°С при холодном старте имею запас горячей воды из водопроводного крана, порядка +70°С и не менее 4 литров (одна канистра от незамерзающей жидкости). Если запас горячей воды не понадобился мне для оттаивания лобового стекла, я использую её в качестве грелки для рук себе и ребенку, а в конце поездки, пока она еще теплая, для промывки грязных порогов, фар, зеркал и стёкол, тем самым постоянно поддерживаю чистоту своего автомобиля зимой.
8. Для скептиков по пункту 7 сделаю оговорку: замёрзшее лобовое стекло от оттаивания горячей водой не треснет, а вот от направления горячего воздуха печки, при сильных морозах, на больших скоростях стекла трескаются у многих, так как на скорости сильно разогретая печкой нижняя часть стекла резко остужается потоком встречного воздуха.
9. Незамерзающая жидкость в бачке стеклоомывателя зимой моего автомобиля имеет минимальную температуру замерзания -30°С.
10. В конце каждой поездки, примерно за 5 минут до места постановки автомобиля на ночную или просто длительную стоянку, все потребители электропитания, не участвующие в обеспечении безопасности движения, я стараюсь выключить.
11. Уже на месте стоянки автомобиля, до выключения двигателя, абсолютно все потребители электропитания я выключаю (все выключатели находятся в положении «0», а не «АВТО»). Отдельно обращаю внимание на работу вентилятора печки – выключаю до остановки двигателя!
Во второй части статьи я хочу пояснить, что является основой для вышеуказанных правил:
При выборе жидкости для стеклоомывателя зимой надо учитывать, что при испарении любой жидкости падает её температура, при движении автомобиля на скорости свыше 80 км/ч испарение жидкости, находящейся на стекле и щетках стеклоочистителя, происходит с большей интенсивностью, а это значит, что жидкость, при минимальной температуре её использования в бачке не замерзнет, а при интенсивном её испарении на щетках стеклоочистителя и лобовом стекле – замерзнет обязательно, так как её температура станет ниже температуры окружающего воздуха!
Таким образом, если по каким-то причинам в бачке стеклоомывателя находится чрезмерно разбавленная для данной температуры жидкость, пользоваться стеклоомывателем стоит только тогда, когда автомобиль стоит на месте или движется на небольшой скорости, так как при очищении грязного стекла можно получить совершенно противоположный эффект – внезапное обледенение по всей его поверхности!
Поэтому, в зимний период я использую жидкости с температурой замерзания -30°С, а в кармашке на двери водителя всегда имеется запас незамерзающей жидкости в небольшой емкости (брызгалка из флакона геля для душа), что помогает преодолеть неожиданное обледенение стекла или форсунок стеклоомывателя через открытое стекло, не выходя из автомобиля!
И еще одно замечание: пользоваться стеклоомывателем зимой до прогрева салона автомобиля надо с осторожностью, так как обледенение по всей поверхности стекла по вышеуказанной причине может отложить вашу поездку еще на несколько минут!
Касаемо моментов включения и выключения потребителей электропитания автомобиля в зимний период надо знать, что емкость аккумулятора при температуре электролита ниже +20°С снижается, а при отрицательных значениях может составить 50% от номинальной емкости.
Подзарядка аккумуляторной батареи в процессе эксплуатации автомобиля в зимний период сводится к нулю, так как одновременно используются очень много потребителей электропитания: вентилятор печки, щетки стеклоочистителя, ближний свет, обогрев стёкол, зеркал и сидений, и если поездки продолжаются меньше 1 часа, то аккумулятор просто не успевает подзарядиться полностью.
Получается, что в зимний период емкость аккумулятора находится в пределах от 70% до 80% и в случае резких заморозков может упасть так, что не хватит для холодной прокрутки двигателя.
Поэтому, подготовку к утреннему старту автомобиля надо начинать при его постановке на стоянку: прежде чем заглушить двигатель и прекратить подзарядку аккумулятора, следует выключить абсолютно все потребители электропитания (выключатели внешних световых приборов и стеклоочистителя надо перевести из положения «АВТО» в положение «0», выключить обогрев стёкол, зеркал заднего вида и сидений, выключить вентилятор климатической установки (печку), отключить всё дополнительное оборудование из гнезда прикуривателя).
Если на месте стоянки есть какие-то дела, то двигатель сразу лучше не глушить, а дать ему поработать эти 5 минут на зарядку аккумулятора, так как именно этой мелочи иногда не хватает при утренней холодной прокрутке стартера!
Возьмите за привычку готовить автомобиль к длительной стоянке заблаговременно: к месту стоянки надо подъезжать с включенными потребителями электропитания, работа которых действительно необходима для комфорта и безопасности.
Относительно прогрева двигателя и салона промёрзшего автомобиля следует заметить, что двигатель автомобиля не является отопительным прибором по прямому назначению: печка климатической установки использует лишь избыток тепла от двигателя, который летом отводится в атмосферу через радиатор системы охлаждения при номинальной температуре охлаждающей жидкости, которая для разных автомобилей находится в диапазоне от 85° до 105°С.
Следовательно, до достижения указанных температур двигатель не имеет избытка тепла, а испытывает его недостаток, и принудительное интенсивное охлаждение, едва тёплого двигателя, через радиатор печки, который в современных автомобилях уж очень мощный (теплоёмкий), затягивает сразу два процесса – и прогрев двигателя, и прогрев салона.
Всем, удачи на дорогах!