Дмитрий Соколинский

Юрист по автомобильным вопросам. Правозащитник.
Тренер по тактике управления автомобилем.

✆ 7(916) 221 7764    

ежедневно
с 9:00 до 20:00

На время судебных заседаний и в других исключительных случаях звонок отключаю!
Перезвонить Вам?

До наступления весны 2018 года остается совсем немного времени, и когда дороги очистятся от снега, появится горизонтальная дорожная разметка, интенсивность и скорости движения автомобилей подрастут, обгоны, на которые зимой «аккуратным водителям» трудно было решиться из-за возможных заносов, неизменно вернутся в их повседневную практику автомобилиста. 

Относительно того, как тактически правильно выполнять обгон в той или иной дорожной обстановке, возможно, я поделюсь своим опытом в другой статье, а сейчас я хочу обратить внимание, интересующейся аудитории, на обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге: 

Согласно пункту 11.4 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД РФ) обгон запрещен на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной. 

Другими словами: обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге – разрешен! 

Такая картинка содержится в Экзаменационных билетах по теоретическому экзамену на право управления транспортными средствами, утвержденных ГУОБДД МВД России, где на вопрос: «Разрешен ли обгон в данном месте?» – правильным вариантом, из предложенных там ответов: 1) «Запрещен», 2) «Разрешен», 3) «Разрешен, если обгон будет закончен до перекрестка», - является ответ: «Разрешен». 

Следует отметить, что картинок с нанесенной на проезжую часть горизонтальной дорожной разметкой в Экзаменационных билетах нет! 

А в жизни такие перекрестки, естественно, есть! 

Таким образом, при подготовке водителей к сдаче квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами им «вбивается» в память безусловное право на совершение обгона на  нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге. 

Вместе с этим, согласно пункту 5.3.4. «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» 

 

 

Знаки 2.3.1 «Пересечение с второстепенной дорогой», 2.3.2 - 2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги» устанавливают вне населенных пунктов перед всеми перекрестками на дорогах, обозначенных знаком 2.1 «Главная дорога». Вне населенных пунктов знаки 2.3.1 - 2.3.7 устанавливают на расстоянии 150 - 300 м, в населенных пунктах - на расстоянии 50 - 100 м до перекрестка. При необходимости допускается устанавливать знаки 2.3.1 -   2.3.7 на ином расстоянии, указываемом в этом случае на табличке 8.1.1.  

 

А вот и самое коварное Правило! 

Согласно пункту 6.2.3. «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» разметку 1.1 применяют в следующих случаях: 1) Для разделения потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях (осевая линия) на дорогах, имеющих две или три полосы для движения в обоих направлениях: 

 

- перед перекрестками при интенсивности движения по пересекающей дороге не менее 50 авт./сут. Разметку наносят на протяжении не менее чем за 20 (40) м от края пересекающей проезжей части (без скобок для участков дорог с разрешенной скоростью до 60 км/ч, в скобках – более 60 км/ч). 

Другими словами, будет ли сплошная линия 1.1 горизонтальной дорожной разметки до перекрестка и после него зависит от интенсивности движения по второстепенной дороге, о чем участники дорожного движения и знать не могут!  

Откуда они это могут знать?! 

А  что же это означает на практике?! 

Напомню,  «Обгон» - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). 

Согласно пункту 1 (Горизонтальная разметка) Приложения 2 (Дорожная разметка и ее характеристики) к ПДД РФ: сплошная линия 1.1  - разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств; линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается. 

Согласно пункту 9.1(1) ПДД РФ на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева. (п. 9.1(1) введен Постановлением Правительства РФ от 28.06.2017 № 761, что в средствах массовой информации не имело громкой огласки, как, например, изменения Правил проезда перекрестков, где организовано круговое движение!). 

Таким образом, извечные споры о том, нарушил ли водитель правила расположения транспортного средства на проезжей части, когда выехал на обгон через прерывистую линию горизонтальной дорожной разметки, а вернулся на ранее занимаемую полосу через сплошную линию, которую пересекать запрещено, либо вернулся на ранее занимаемую полосу через прерывистую линию, проехав вдоль сплошной линии 1.1 по встречной полосе, разрешен – нарушен пункт 9.1(1) ПДД РФ.  

Данное изменение в Правилах дорожного движения Российской Федерации указывает на то, что квалификация данного нарушения Правил должна проводится по статье 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не по статье 12.16 Кодекса, предусматривающей ответственность за нарушение требований дорожных знаков и разметки проезжей части (касаемо более точной квалификации нарушения пункта 9.1 (1) Правил, с точностью до части статьи 12.15 Кодекса, у меня, как у юриста, еще остаются вопросы).  

Таким образом, обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге разрешен пунктом 11.4 ПДД РФ,  и одновременно запрещен, исходя из системного толкования и применения на практике пункта 9.1(1) ПДД РФ, пунктов 5.3.4., 6.2.3. «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», пункта 1 Приложения 2 к ПДД РФ! 

Таким образом, в результате обгона на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге при наличии перед перекрестком и за ним линии 1.1 горизонтальной дорожной разметки Приложения 2 к ПДД РФ, скорее всего, придется защищаться от следующих обвинений по статье 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: 

Часть 4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, - 

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. 

Часть 5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, - 

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей. 

Предупрежден – значит вооружен! 

Надеюсь, что в будущем, все кто прочитал эту статейку, никогда не попадут в рассмотренную ситуацию, и не будут лезть на рожон и потом долго и мучительно сражаться за правое дело. 




 

Дмитрий Соколинский.  Юрист по автомобильным вопросам. Правозащитник. Тренер. Автоюрист 

Телефон: 7 (916) 221-77-64 ежедневно на связи с 9:00 до 20:00.

На время судебных заседаний и в других исключительных случаях звонок отключаю!

Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Отправить письмо
telegram
whatsapp