Дмитрий Соколинский

Юрист по автомобильным вопросам. Правозащитник.
Тренер по тактике управления автомобилем.

✆ 7(916) 221 7764    

ежедневно
с 9:00 до 20:00

На время судебных заседаний и в других исключительных случаях звонок отключаю!
Перезвонить Вам?

В течение года с момента дополнения Правил дорожного движения Российской Федерации пунктом 13.11(1), устанавливающим приоритет при движении на перекрестках с круговым движением:

«При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку», -

я не заострял на этом внимание как юрист, так как на первый взгляд существенного правового и практического значения данная новелла не имеет.

Однако, с течением времени на некоторых перекрестках в Москве и Московской области, где всегда имело место круговое движение, движение по кругу осталось, а вот знаки 4.3 «Круговое движение» - пропали!

Причина устранения знаков 4.3 «Круговое движение» с ряда перекрёстков, где круговое движение, по сути, осталось, является попыткой, организаторов дорожного движения, выкрутится и хоть как-то наладить движение, когда главная дорога на круге является неуместной и парализует движение.

Казалось бы, ну, нет знаков 4.3 «Круговое движение» перед перекрестком, где движение по кругу организовано с помощью других дорожных знаков и разметки, ведь всё равно понятно, что двигаться надо по кругу и расходиться по примыкающим к кругу лучам, как это было и раньше.

Но не так всё просто с правовой точки зрения!

Давайте разбираться.

В связи с тем, что приоритет движения на перекрестке с круговым движением в пункте 13.11(1) Правил дорожного движения Российской Федерации непосредственно связали с установкой перед ним знака 4.3 «Круговое движение» - знак 4.3 «Круговое движение», по своей сути, стал знаком приоритета, однако в соответствующую группу дорожных знаков его не включили, а оставили среди предписывающих знаков!

Наделение предписывающего знака 4.3 «Круговое движение» функциями знаков приоритета, через системное толкование по пункту 13.11(1) Правил дорожного движения Российской Федерации, исключает его совместную установку на одной стойке (для одного направления движения) со знаками приоритета, так как в одних сочетаниях будет иметь место прямое противоречие знаков, а в других сочетаниях – избыточность информирования:

Размещение на одной стойке дорожного знака 4.3 «Круговое движение», в сочетании с дорожным знаком 2.1 «Главная дорога» в системном толковании с пунктом 13.11(1) Правил дорожного движения Российской Федерации, является прямым противоречием, не позволяющим участникам дорожного движения определить, какому направлению движения на перекрестке дано право на первоочередное движение:

предписывающий дорожный знак 4.3 «Круговое движение» отдает приоритет транспортным средствам, движущимся по кругу, а дорожный знак приоритета 2.1 «Главная дорога» отдает приоритет транспортным средствам, въезжающим на круг.

Таким образом, в настоящее время организаторы дорожного движения вынужденно снимают знаки 4.3 «Круговое движение» перед перекрёстками, где организовано круговое движение, когда для конкретных условий движения целесообразно определить, что главной дорогой на перекрестке с круговым движением должны быть две примыкающие к перекрестку дороги и соединяющая их часть окружности кругового перекрестка, другими словами, когда главная дорога на перекрёстке с круговым движением меняет своё направление, для чего применяется знак дополнительной информации 8.13 «Направление главной дороги» – указывает направление главной дороги на перекрестке.

Казалось бы, выкрутились – молодцы!

А, давайте теперь посмотрим на конкретных примерах, как выглядит организация кругового движения на перекрестках без установки знака 4.3 «Круговое движение», и какое правовое положение получают участники дорожного движения с точки зрения Правил дорожного движения Российской Федерации!


Начнем с самого простого перекрестка с круговым движением, у которого четыре съезда-заезда (перекресток четырех дорог, не считая круга), на котором всегда имело место круговое движение: 

На первый взгляд данная организация движения имеет право на жизнь, но это только на первый взгляд.

Допустим, подъезжая к этому перекрёстку по главной дороге, мы намерены повернуть налево (съехать на третьем съезде):

1. Приоритет на первом пересечении проезжих частей определен так: мы на главной дороге, но главная дорога меняет направление – поворачивает направо – следовательно, у нас «помеха справа» от тех, кто едет по дуге нам навстречу (понятно, что их там не должно быть, но направление движения по кругу, о существовании которого нам предлагают догадаться, полагаясь на интуицию, никто не определил).

2. Исходя из того, что нам не говорят о том, что это перекрёсток с круговым движением, поворот направо необходимо совершать из соответствующего крайнего положения на проезжей части, значит, следуя букве Правил дорожного движения Российской Федерации въезжать на круг, которого как бы нет, можно только с крайней правой полосы! Вот так новость!

3. Допустим, мы успели сориентироваться или просто двигались до перекрёстка по крайней правой полосе, въехали на круг, которого нет, и двигаемся по этому кругу по крайней правой полосе, минуя первый съезд, подъезжаем ко второму и понимаем, что мы съезжаем с главной дороги, так как она уходит направо. При этом, не понятно, что мы делаем в данном случае, по сути: мы едем прямо, а главная дорога меняет направление и уходит направо, либо главную дорогу надо воспринимать как извилистую линию, а мы с нее поворачиваем налево?

Почему это важно понимать: если мы считаем, что поворачиваем налево, то мы обязаны это делать из соответствующего крайнего положения – с левой из двух возможных полос круга (которого как бы нет), а если мы считаем, что едем прямо и главная дорога меняет направление, то можно двигаться по любой полосе круга (как это работает на нормальном перекрёстке с круговым движением).

При этом, уступая дорогу встречному транспорту, въезжающему на круг (которого как бы нет) мы будем руководствоваться правилом «помехи справа», но по какому конкретно пункту ПДД РФ?

Исходя из вышеуказанных рассуждений, есть два варианта:

- Пункт 13.10. ПДД РФ: В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
- Пункт 13.12. ПДД РФ: При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

4. Приблизительно разобравшись с приоритетами относительно транспорта, въезжающего на данный перекресток с других направлений, надо разобраться с приоритетами по отношению к нашим попутчикам:

Имеем ли мы право проехать по всему кругу по крайней правой полосе круга (которого как бы нет) и будут ли при этом наши попутчики, следующие по крайней левой полосе круга (ближе к центу), обязаны уступать нам дорогу при съезде с круга (которого как бы нет)?

Или, проезжая мимо каждого съезда мы будем совершать абстрактный левый поворот, с крайнего правого положения, что будет обязывать нас уступать дорогу попутчикам, так как мы в этом случае будем совершать абстрактные перестроения, и левые повороты от правого края проезжей части, а траектории попутчиков будут считаться движением без перестроений по извилистой дороге?

Пункт 8.4. ПДД РФ: При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Пункт 8.5. ПДД РФ: Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Пункт 8.7. ПДД РФ: Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

Что выбрать? Какой алгоритм?

На эти вопросы можно не отвечать до тех пор, пока мы не столкнемся с кем-нибудь на этом перекрёстке, а когда это произойдет то, где гарантии на то, что наш алгоритм и ход мыслей сочтут правильными и в ГИБДД, и в страховой компании, и в суде?

Далее, давайте посмотрим на другую попытку организаторов дорожного движения выкрутиться и обойти положения пункта 13.11(1) Правил дорожного движения Российской Федерации. 

Когда я в первый раз подъехал к этому перекрёстку с такой интерпретацией организации дорожного движения, то рефлекторно стал готовиться к выезду с него в первый выезд, когда моя цель – движение через перекрёсток в прямом направлении (второй съезд)!

Почему моя первая реакция на картинку была таковой?

Первая реакция на что-то новое является правильной?

Давайте разбираться!

Подъехав к перекрестку по средней полосе движения, при наличии предписывающего дорожного знака 4.1.2 «Движение направо», зная, что действие знаков 4.1.1 - 4.1.6 в соответствии с пунктом 4 Приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации распространяется на пересечение проезжих частей, перед которым установлен знак, я определил для себя пересечение проезжих частей так:

Из чего следует, что я должен выехать с пересечения проезжих частей через правую сторону воображаемой трапеции – в первый выезд!

Можно определить пересечение проезжих частей без учета закругления проезжей части на въезде (правда, сам не знаю, на каком основании), но тогда получится, что на правую полосу знак вообще не распространяется, и тогда движение направо будет означать, как движение в первый съезд, так и по кругу (которого как бы нет).

Не увлекаясь рассуждениями относительно пересечения проезжих частей, о том какой из вариантов является правильным, а какой не правильным, обращаю внимание на то, что въезд на данный перекрёсток, по букве Правил дорожного движения Российской Федерации, разрешен только по крайней правой полосе, так как о наличии на перекрёстке кругового движения ничто нам не говорит!

И еще, обратите внимание, как проехал этот перекрёсток автомобиль, находящийся в кадре: он выехал с круга (которого как бы нет) по крайней левой полосе движения, и это не является нарушением, и вот почему:

При движении по кругу перед пересечением проезжих частей, рассмотренных выше, установлены предписывающие дорожные знаки 4.1.1. «Движение прямо», а этот автомобиль и проехал прямо, а раз так, то не должен был осуществлять перестроение в крайнюю правую полосу и выезжать с перекрёстка с соответствующего крайнего положения, как это требуется на перекрёстках с круговым движением.

Ведь нам не сказали, что здесь имеет место круговое движение!

 

Круговое движение, по сути, есть, а знака, определяющего разрешенное направление по кругу – нет!

Разве можно всё это назвать организацией дорожного движения?! Думаю, что нельзя!

Вместе с этим, для полноты собранного материала по данной проблеме, 26 ноября 2018 года я обратился в ГУОБДД МВД России с заявлением следующего содержания:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 № 1300 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации» упомянутые Правила дополнены пунктом 13.11(1), следующего содержания:

«При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку».

Учитывая вышеизложенное, прошу разъяснить содержание пункта 13.11(1) Правил дорожного движения Российской Федерации и ответить на следующий вопрос, вытекающий из буквального понимания его содержания:

«Как определить участнику дорожного движения, при въезде на перекресток, что на нем организовано круговое движение, если этот перекрёсток не обозначен знаком 4.3 «Круговое движение» Приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации?»

На данное обращение я получил вот такой ответ:


Комментировать это даже не хочется: при въезде на перекрёсток с круговым движением мы должны уступить дорогу, а когда сами на него уже въехали, то опять должны уступать дорогу по «правилу правой руки»?! Об остальной части ответа можно сказать коротко: «В огороде бузина, а в Киеве – дядька».

Осталось подвести итоги проделанной работы:

Дорогие друзья, автомобилисты!

При существующей на сегодняшний день неопределенности в вопросе организации дорожного движения на перекрестках, где осуществляется круговое движение, не стоит влетать на перекрёсток, даже если перед ним установлен знак 2.1 «Главная дорога», равно как и не стоит лезть напролом, когда сам находишься на кругу и круг – главный, не надо настаивать на этих перекрестках на своем преимуществе, даже если оно действительно есть!

Дайте себе и другим право на ошибку! Берегите машины и нервы!

P.S.

Оставлять такое положение дел нельзя, в связи с чем, я продолжу переписку с ГУОБДД МВД России по данному вопросу, о чем обязательно сообщу в своих последующих публикациях.

Дмитрий Соколинский.

21 декабря 2018 года.
 




 

Дмитрий Соколинский.  Юрист по автомобильным вопросам. Правозащитник. Тренер. Автоюрист 

Телефон: 7 (916) 221-77-64 ежедневно на связи с 9:00 до 20:00.

На время судебных заседаний и в других исключительных случаях звонок отключаю!

Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Отправить письмо
telegram
whatsapp